Жесткие рамки для инфобизнеса чреваты «потребительским экстремизмом» – Сидоренко
Государство должно законодательно отделить инфобизнес от мошенничества и не допустить чрезмерных ограничений для неакадемических просветителей, заявила в пятницу на полях ПМЭФ-2024 член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, глава АНО «Белый Интернет» Элина Сидоренко.
«Нужно ввести обязательную сертификацию рынка онлайн-образования. При этом важно не забывать, что инфобизнес – это не академическая среда, и люди, им занимающиеся, зачастую далеки от формата традиционного образования. Главное – не допустить «зарегулирования» и не создать почву для потребительского экстремизма», – сказала Сидоренко.
Директор «Белого Интернета», возглавляющая также Центр цифровой экономики и финансовых инноваций МГИМО МИД России, сообщила, что объем инфобизнеса в России составил в 2022 году, по разным оценкам, от 120 миллиардов до 266 миллиардов рублей, и есть тенденция к его росту. Услугами инфобизнеса пользуется треть взрослого населения России.
«Главная проблема сектора – инфоскамерство. Почвой для его процветания является размытость границ инфобизнеса, так как сегодня нигде законодательно не закреплено: где заканчивается инфобизнес, и что он в себя включает, и где начинается скам», – сказала Сидоренко.
По ее словам, данная проблема особенно актуальна для коучинга, тренингов, марафонов, курсов личностного роста. Органам, занимающимся надзором в сфере образования и цифровизации, Рособрнадзору, Минцифры и Роскомнадзору, важно проработать критерии, которые позволят «отделить зерна от плевел», и определить признаки подобных образовательных или информационных услуг в Сети. Что в них входит и как оцениваются полученные результаты, систему стандартов, а также провести ту линию, после которой заканчивается образование и просвещение и начинается мошенничество. Для этого нужно провести серьезную и скоординированную работу регулирующих и правоохранительных органов. Сидоренко подчеркнула, что «Белый Интернет» придерживается позиции целесообразности ранней профилактики.
«Особенность инфобизнеса – это его высокая волатильность в зависимости от интереса аудитории. Нередко расширение аудитории происходит в крайне короткие временные промежутки, и многие блогеры оказываются не готовы к резкому масштабированию своего бизнеса и перехода на более серьезный формат организации деятельности и налогообложения и ведут деятельности «как привычно», в итоге попадают в поле зрения налоговых органов. Важно донести до блогерского сообщества понятную информацию о том, как надо вести свой бизнес и определять налоговую базу, и уже затем, при несоблюдении правил, ставить вопрос об ответственности», – добавила Сидоренко.