Законодательство

Уголовный кодекс предлагают дополнить нормами об использовании дипфейков

Уголовный кодекс предлагают дополнить нормами об использовании дипфейков

Ряд статей Уголовного кодекса РФ предложили дополнить новым квалифицирующим признаком об использовании «фальсифицированных или искусственно созданных» изображений и голоса — дипфейков, соответствующий законопроект внесен в понедельник на рассмотрение в Госдуму. 

Поправки предлагается внести в статьи 128.1 (клевета), 158 (кража), 159 (мошенничество), 159.6 (мошенничество в сфере компьютерной информации), 163 (вымогательство) и 165 (причинение имущественного ущерба). Авторами законопроекта выступили сенатор Алексей Пушков и депутат Ярослав Нилов.

Разработчики отмечают, что развитие компьютерных технологий привело к расширению возможностей по созданию видео- и аудиоматериалов на основе образцов изображений и голоса гражданина, искусственно воссоздающих несуществующие события. 

«Ранее злоумышленники также осуществляли, например, в целях клеветы, такие действия как подделку фотографий, однако, современные программно-аппаратные комплексы, а также использование нейросетей и искусственного интеллекта (технологии «дипфейк», «цифровые маски» и т.д.), позволяют создавать подделки, отличить которые от реальности неспециалисту практически невозможно. Те же технологии позволяют воспроизводить и иные биометрические персональные данные», — говорится в пояснительной записке. 

Согласно документу, повышенная ответственность должна наступать при совершении преступлений «с использованием изображения или голоса (в том числе фальсифицированных или искусственно созданных) потерпевшего или иного лица, а равно с использованием биометрических персональных данных потерпевшего или иного лица». 

Верховный суд РФ в своем официальном отзыве на законопроект указал, что использование изображений, голоса, биометрических персональных данных при осуществлении действий, связанных, в частности, с хищением чужого имущества путем кражи или мошенничества, может выступать лишь одним из способов обмана или злоупотребления доверием, позволяющим облегчить доступ к чужому имуществу или побудить владельца имущества передать его другому лицу (не препятствовать изъятию имущества другим лицом).

Также аналогичным способом, пишет Верховный суд, может совершаться и целый ряд других преступлений, в том числе более опасных по своему характеру, например, публичные призывы к осуществлению террористической и иной противоправной деятельности, заведомо ложное сообщение об акте терроризма.

«Автором законопроекта не приводятся причины, по которым совершение перечисленных в законопроекте преступлений, преимущественно направленных против собственности, с использованием указанного способа должно, по его мнению, влечь повышенную ответственность, и по каким критериям выбраны именно данные составы преступлений, что не позволяет оценить обоснованность предлагаемых изменений», — отмечается в отзыве высшей судебной инстанции. 

Кроме того, Верховный суд указал на отсутствие во внесенном законопроекте мотивированного обоснования подтвержденного убедительными сведениями, свидетельствующими о недостаточности существующего правового регулирования, а также специальными исследованиями, доказывающими целесообразность введения новых норм, усиливающих уголовную ответственность за противоправные деяния.

Правительство также отметило, что пояснительная записка к законопроекту не содержит статистических и иных данных, свидетельствующих об общественной опасности криминализируемых деяний. В отзыве правительства говорится, что в отраслевом законодательстве не урегулированы вопросы использования технологий подмены личности (дипфейк). 

«Таким образом, введение предлагаемого регулирования в уголовное законодательство не представляется возможным из-за отсутствия корреспондирующих норм материального законодательства, что влечет существенные риски формирования некорректной правоприменительной практики», — отмечает кабмин. 

Кроме того, указывает правительство, используемая в законопроекте формулировка «фальсифицированных или искусственно созданных» является неопределенной, что может привести к неоднозначному толкованию и произвольному применению проектируемых норм.

«На основании изложенного законопроект требует существенной доработки», — говорится в документе. 

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»